«Воробей», «Ёжик», «Косатка»: глава КБ «Спектр Инжиниринг» — о новых воздушных, наземных и речных российских дронах
Глава КБ «Спектр Инжиниринг» рассказал о новейших ударных дронах для СВО

- Операторы БПЛА ВС РФ
- РИА Новости
- © Станислав Красильников
— Ранее вы ставили перед собой амбициозную задачу — наладить крупносерийное производство элементов винтомоторной группы для малоразмерных БПЛА, которые получают ВС РФ в зоне СВО. Удалось ли решить её?
— Год назад КБ «Спектр» развернул производство трёхлопастных пропеллеров для FPV-дронов с перспективой выхода на мощность 4 млн единиц ежегодно. Перед этим специалисты предприятия провели необходимые исследования, учитывая требования к аэродинамике, материалам и размерности. Фактически с нуля был создан профиль лопасти, а сам пропеллер оптимизирован под специфику боевого применения FPV-дронов.
Затем удалось найти отечественных поставщиков пластмасс. В ходе тестирования воздушные винты показали способность работать в температурных режимах от ‐60 до +70 °C.
Пропеллер только на первый взгляд кажется простой деталью. На самом деле его разработка и производство требуют довольно серьёзных компетенций и значительных трудозатрат. Пропеллеры выпускаются по технологии литья пластмасс под давлением на термопластавтоматах, что позволяет выпускать качественную продукцию в сжатые сроки. Тем не менее перед отправкой заказчикам образцы из партий проходят статические и динамические испытания на специальном стенде.

- Пропеллеры КБ «Спектр Инжиниринг»
- © КБ «Спектр Инжиниринг»
На сегодняшний день мы близки к тому, чтобы выйти на производство 4 млн пропеллеров. Таким образом, КБ «Спектр» становится лидером по производству винтомоторной группы для всей линейки фронтовых коптеров с винтами диаметра от 7 до 13 дюймов.
Добавлю, что в декабре на мощностях КБ запущено производство пресс-форм пропеллеров для трофейных образцов украинской «Бабы-яги» (этот БПЛА изготавливается на основе китайского агродрона. — RT) и её отечественных аналогов. А с недавних пор, правда, в коллаборации, выпускаем пропеллеры и для Mavic, упрощая тем самым их ремонт и эксплуатацию. Эти китайские коптеры очень ценны в зоне СВО — они используются для разведки в тактической глубине, корректировки огня и сброса «подарков» на головы бандеровцев.
Массовое производство элементов винтомоторной группы очень важно в плане импортозамещения и удешевления данной продукции. Россия сокращает зависимость от поставок из Китая и стремится локализовать производство всех комплектующих на своей территории.
Максимальная русификация FPV-дронов — стратегически важная на текущий момент задача. Эти БПЛА способны не только компенсировать нехватку артиллерии: в руках опытных пилотов они могут кардинально менять обстановку — по крайней мере на конкретных участках линии боевого соприкосновения.
Достаточно сказать, что именно массовое распространение FPV существенно сузило возможности применения бронетехники, артиллерии и даже пехоты. Однако их постоянно не хватает: в среднем за один боевой выход расчёт FPV расходуют 15—20 дронов. И таких расчётов сотни по всей ЛБС.
Важной новостью на пути импортозамещения я считаю скорый запуск полного цикла производства электродвигателей в популярной на фронте размерности 32 × 12 см. В решении этой задачи КБ помогают научно-производственные объединения «Север» и «Химик».
Такой электромотор можно устанавливать почти на любой FPV, включая 13-дюймовые «птички». Один двигатель позволяет спокойно поднимать 7 кг полезной нагрузки. При необходимости увеличить грузоподъёмность на 13-дюймовый коптер (имеется в виду БПЛА с диаметром пропеллеров 13 дюймов. — RT) можно поставить два электромотора. Так получится переносить противотанковую мину ТМ-62, которая весит 13 кг. Нашим бойцам подобная функция очень нужна, так как ТМ-62 широко используется для дистанционного минирования и ударов по позициям ВСУ.

- Военнослужащие ВС РФ с минами ТМ-62
- РИА Новости
- © Евгений Биятов
— Создаёт ли КБ «Спектр» собственные FPV-дроны?
— Конечно. С конца 2023 года в российские подразделения поставляются дроны «Воробей» в модификациях на 8 и 10 дюймов. В первом варианте дальность применения составляет 7 км, допустимая масса полезной нагрузки — 3—4 кг, во втором — дистанция полёта достигает 10 км, нагрузка — 5 кг.

В отличие от других моделей FPV, «Воробей» хорошо оптимизирован под установку штатных боеприпасов. Дрон эффективен для ударов по бронетехнике, укреплениям, огневым точкам и пехоте ВСУ. Спрос на «Воробьёв» очень большой. Откровенно скажу, он пока превышает производственные возможности «Спектра», хотя предприятие стремится наращивать темпы производства дрона и одновременно увеличивать количество отечественных компонентов в нём.
В течение этого года для «Воробья» и других FPV-дронов будет разработана система донаведения на основе машинного зрения и нейросетей. Подобные технические средства появились ещё в прошлом году, однако автопилот включается в них на финальном отрезке полёта. Наша система позволит в буквальном смысле реализовать принцип «выстрелил — забыл». Запускать FPV-дроны сможет практически любой пехотинец. «Птички» сами будут идентифицировать и поражать цели.

- FPV-дрон КБ «Спектр Инжиниринг»
- © КБ «Спектр Инжиниринг»
— Получается, что вы планируете создать модуль с искусственным интеллектом, который сделает FPV-дрон полностью автономным? Ряд экспертов и разработчиков сомневаются, что эта задача реализуема, и напоминают о высокой стоимости такого беспилотника.
— В итоге мы не получим искусственный интеллект в чистом виде. Однако на текущий момент у нас есть понимание, как создать электронное устройство на основе одной платы, то есть предельно простое и дешёвое, но с крайне полезным функционалом. Такой модуль позволит воздушному камикадзе ориентироваться в пространстве, опознавать цели, даже определять своих и чужих.
Приоткрою завесу тайны. Предполагается, что дрон с нашим автопилотом будет действовать в секторах, которые внесены на цифровую карту. Сейчас широкое распространение получают мобильные геоинформационные системы, в которые как раз интегрированы высокодетальные карты местности, указаны обозначения собственных позиций и объектов противника.

Наряду с этим в модуль будет встроена инерциальная система навигации. Дрон с нашей системой донаведения будет улетать в определённый сектор. Он сможет наносить удары как по координатам, так и по движущимся объектам, которые находятся в заданном квадрате.
Стоимость FPV с подобной системой, естественно, возрастёт, но едва ли цену 150 тыс. рублей (средняя стоимость FPV-дрона составляет 45—50 тыс. рублей. — RT) можно назвать высокой. Тем более с установкой подобных модулей практически полностью будет исключён риск потерь пилотов и операторов.
— Работаете ли вы над самолётной тематикой в области БПЛА?
— В беспилотной технике мы постоянно ищем и находим новые перспективные направления. Среди них — тяжёлые беспилотные машины. В 2025 году планируем запустить производство беспилотного самолёта дальностью свыше 50 км. Этот БПЛА будет выполнять примерно тот же функционал, что и «Орлан-10», но его стоимость будет кратно меньше.
Кроме того, в текущем году, если всё удачно сложится, организуем производство беспилотного вертолёта грузоподъёмностью 150 кг. С нашей точки зрения, машина востребована для перевозки грузов в район ЛБС и, возможно, одного военнослужащего с определённым боекомплектом. Вертолёт будет летать на высоте около 15 м со скоростью до 250 км/ч, что затруднит его обнаружение и поражение. Машина сможет находиться в воздухе около 30 минут. Она будет ремонтопригодной и питаться 92-м и 95-м бензином.
Рассчитываем, что наш вертолёт улучшит логистику, которая, как известно, составляет 80—90% успеха любой операции. Сейчас ситуация в этой сфере непростая. Крупный наземный транспорт вообще не используется для доставки людей и грузов на передовую из-за того, что становится слишком жирной мишенью для FPV-дронов, а на плечах много не унесёшь. Поэтому в такой «москитной» логистике часто применяются мотовездеходы. Однако и этот малогабаритный транспорт нельзя назвать надёжным: в распутицу скорость его хода падает до 5 км/ч, а иногда его и вовсе невозможно использовать.
В современной военной логистике будет неизбежно возрастать роль БПЛА. При этом те беспилотники, которые сейчас есть на фронте, большой объём грузов перенести не могут. Самыми грузоподъёмными остаются отечественные аналоги «Бабы-яги» с полезной нагрузкой в пределах 30 кг. Стоимость этого китайского агродрона начинается от 1 млн рублей. Наш вертолёт обойдётся заказчику примерно в 1,5 млн рублей.

— Развивает ли КБ «Спектр» роботизированные платформы?
— В 2025 году при поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики запустим производство наземных дронов-камикадзе «Ёжик». В прошлом году опытные образцы довольно успешно применялись в зоне СВО. На текущем этапе мы решили все вопросы с оснащением его двигателем, электроникой и гусеницами.
Лучше всего «Ёжик» подходит для поддержки штурма опорников ВСУ. При тактически грамотном применении он может незаметно подползать к полевым позициям и подрывать их. Платформа оснащается противотанковой миной ТМ-62, которая способна нанести значительные повреждения укреплениям. Если вражеской пехоте удалось избежать гибели и ранения, то сильная контузия ей точно обеспечена.
На сегодняшний день «Ёжик» управляется по радиоканалу и контролируется с воздуха с помощью БПЛА. Дальность хода дрона составляет 5—7 км. Но в перспективе он получит более совершенные средства связи — и дальность управления возрастёт до 10 км. Также специалисты КБ работают над тем, чтобы сделать его полностью автономным.
Совершенно новой областью для нас в 2025 году станет тематика надводных и подводных дронов. Правда, в ней мы будем опираться на опыт наших новосибирских специалистов по моделированию спортивных скоростных судов. Они неоднократно выигрывали соответствующие международные соревнования и являются признанными мировыми лидерами в этом виде спорта.
Уверен, что экстраполяция их опыта позволит КБ в течение ближайших месяцев создать безэкипажный катер «Косатка». Машина будет спроектирована под конкретный боеприпас, который выпускается на одном из военных предприятий Новосибирска.

- Военнослужащий ВС РФ
- РИА Новости
- © Сергей Бобылев
БЭК будет использоваться для потопления вражеских плавсредств. Сейчас это наиболее актуальная задача для акватории Днепра. «Косатка» сможет развивать скорость до 60—80 км/ч и работать в автономном режиме. Наведение на цель будет осуществляться по тепловому следу, электромагнитному излучению и акустике двигателей лодок ВСУ.
Под водой, как мы рассчитываем, неприятным событием для врага станет появление беспилотника «Скат». Это будет, по сути, FPV-дрон для потопления плавсредств противника. Как показывает СВО, для достижения комплексного военного успеха разработчики беспилотной техники и вооружённые силы должны активно осваивать все три пространства: воздух, сушу и воду.
- «Князь Вандал» на проводе: как в России расширяется производство оптоволоконных FPV-дронов
- Вооружённый «Курьер» и смертельный «Микроб»: на что способны новые российские дроны
- Атака роем: что известно о новом российском БПЛА «Куб-СМ»
- «Универсальные машины»: какие задачи выполняет российский вертолёт Ми-28НМ в ходе СВО
- «Варан», «Депеша», «Каракал»: как совершенствуются российские боевые роботизированные платформы